БЫТИЕ И МИР  

Галина Михайловская


(По книге Мартина Хайдеггера «Пролегомены к истории понятия времени»)

Может быть, это точка безумия,
Может быть, это совесть твоя:
Узел жизни, в котором мы узнаны
И развязаны для бытия

( Осип Мандельштам )

М. Хайдеггер в лекционном курсе «Пролегомены к истории понятия времени», прочитанном в 1925г. в Марбургском университете, развивает основные положения экзистенциального подхода к феноменологии.
Основной темой его размышлений является вопрос о бытии интенционального, о смысле бытия как такового. Буквально в начале « Основной части» своей работы он утверждает, что единственным основанием для возможности вопроса о бытии вообще является само вот-бытие как возможное бытие, его раскрытость в сфере возможностей Но возможность может быть верно понята в её собственном смысле лишь тогда, когда она принимается как возможность и как таковая сохраняется.
М. Хайдеггер поднимает фундаментальный вопрос: что значит бытие? Каково бытие интенционального? В предварительных замечаниях по прояснению темы курса он указывает, что при исследовании типов бытия время выполняет особую функцию, что в традиции области бытия различаются как временное, надвременное и вневременное бытие. Он утверждает, что история понятия времени, т. е. история его открытия, есть история вопроса о бытии сущего.
Так что же значит бытие? Смысл бытия есть то, что в вопросе выспрашивается, что должно быть вопросом достигнуто. Сообразно смыслу бытия то, о чём спрашивается, это смысл бытия. Сущим, или тем, что есть, называется многое и в различных смыслах. Сущее — это всё, о чём мы говорим, что подразумеваем, к чему как-то относимся, всё, в отношении к чему мы существуем и всё то, что мы есть и как. В вопрошании это сущее берётся не просто так, само по себе, но заранее берётся «как» и воспринимается как то-то и то-то; оно берётся в аспекте его бытия. Выспрашиваемое—бытие, смысла которого мы доискиваемся; это поиск того, что значит бытие, того, в качестве чего оно должно быть понято. Выспрашивая, мы ищем его понятие.
Фундаментальное определение рассматриваемого сущего таково: « вот-бытие есть сущее, которое всегда есмь я сам, к бытию которого я, как сущее, ,,причастен,, ; это сущее, которое всегда существует тем способом, каким я имею быть в качестве этого сущего.… И как раз это определение (сущее, всегда имеющее быть самим собой) составляет феноменальный мотив для именования этого сущего вот-бытием. «Вот-бытие»-- не обозначает его «Что» и не отличает от иного сущего по чтойному содержанию, подобно тому, как стул отличается от дома, но по своему выражает его способ бытия.
Такое бытийное отношение к сущему, которое есмь я сам, характеризует его бытие, заключающееся в том, что оно ,,имеет быть,, , как ,,всегда моё,, .Бытие такого рода всегда и сущностным образом моё; я имею быть в качестве вот-бытия, осознаю я это или нет, потерян ли я в моём бытии или нет. Таким образом, автор даёт чёткое определение базового характера бытия вот-бытия: «сущее, которое существует так, что оно всякий раз имеет быть собой».
Вот-бытие, определённое таким образом, по своему смыслу всегда соотносится с обстоятельствами данного момента. «Определение вот-бытия как сущего, которое в своём бытии ,,имеет быть,, , указывает на то, что первоначально все феномены, связанные с этим сущим, нужно понимать как формы такого его бытия…. Внешний вид сущего. сколь бы детально он не был определён, никогда и в принципе никогда не даст нам ответа на вопрос о том, как это сущее ,,имеет быть,, .Тело, душа, дух—в известном смысле эти понятия маркируют то, из чего вот-бытие состоит, однако состав и композиция ни в коей мере не определяют способ его бытия…. С самого начала и до конца исследования определению подлежит не внешний вид этого сущего, но исключительно только его способ быть, не ,,Что,, его составных частей, но ,,Как,, его бытия и особенности этого ,,Как,, .
Фундаментальная особенность сущего, которое суть мы сами, заключается в том, что оно существует как то, что я « всегда имею быть им». Под формулировкой « конституция вот-бытия » подразумевается вот-бытие, как оно имеет быть. У каждого из нас оно разное, но все мы можем наблюдать, как вот-бытие имеет быть и как оно есть в повседневности. И с самого начала нетрудно видеть, что эта «повседневность» представляет собой понятие времени.
Определение вот-бытия как бытия-в-мире есть единое и изначальное определение. В этой его конституции можно выделить и по мере надобности раскрыть три момента: во-первых, бытие-в-мире в специфическом смысле мира –«мир» как способ бытия, или, говоря онтологически, мировость мира; во-вторых, сущее, определённое на основе «Кто» этого бытия-в-мире и «Как» этого бытия—как оно само есть в своём бытии; в-третьих, бытие-в, как таковое.
Возникает вопрос: что значит бытие-в? Так мы называем способ бытия сущего, которое существует в каком-либо другом сущем. К примеру, мы говорим, вода в стакане, платье в шкафу и т. д. Однако «бытие-в» как бытийная структура вот-бытия сущего, которое всегда есмь я, это не то же самое, что описанное бытие-одного-в-другом, «бытие-в-чём-то» в смысле пространственного местонахождения сущего, существующего способом наличности. Бытие как бытие-в и «я есмь» означают «обитать при…», а «в» означает освоенность. То обстоятельство, что я нахожусь здесь, в этом месте, характеризует моё бытие как бытие–в-мире, а значит, оно сущностно отличается от наличного бытия стула в этом помещении. Бытие-в представляет собой бытие-при, и как таковое, оно определено ситуативно, оно всегда моё и всегда вот это. Вот-бытие, поскольку оно вообще существует, существует способом бытия-в.
Способы бытия-в имеют характер озабоченности в том смысле, что нечто становится предметом моей заботы. Даже когда я ничего не делаю, а просто дремлю на солнышке, я, таким образом, пребываю в мире, и моё бытие сохраняет характер озабоченного бытия-в-мире; это относится ко всякому пребыванию при…, ко всякой вовлечённости во что-то.
Сущее, которое познается — это в широчайшем смысле пред-данное сущее, называемое природой; а вот-бытие, именно потому, что оно есть бытие-в-мире, всегда и изначально обнаруживает это сущее, каким- либо образом обходится с ним и заботится о нём. В этом познаваемом сущем увидеть само познание невозможно. Стало быть, познание, если таковое вообще имеет место, должно пребывать ещё где-то ещё. Но и в познающем сущем – в вещи, называемой человеком, --- познание не является чем-то наличным, и потому не может быть воспринято и зафиксировано подобно цвету или протяжённости этой вещи. Однако познание должно быть именно в этой вещи – если не «на поверхности», то «внутри»: познание существует «внутри», «в» этой субъект-вещи». Познание – это не действие, производимое некоторым сущим, это всегда определённый способ бытия вот-бытия, фундированный в его уже-бытии-при мире.
Превосходство, которым издревле и всегда наделяется познавательная деятельность, связано с тем своеобразным обстоятельством, что бытие мира, в котором существует вот-бытие, первоначально определяют исходя именно из того, как оно показывает себя в познающей деятельности, т. е. способ бытия мира на основе его специфической объективности для миропознания.
Процесс познания можно описать таким образом: «познающая самонаправленность - на как пребывание-при и внятие имеют тенденцию к воспринятому, и эта тенденция такова, что последнее сохраняется, так что познание в обладании воспринятым, т. е. обладает познанным, сохраняет его в качестве своего достояния». Само это сохраняющее удержание познанного есть не что иное, как новый способ бытия-в—бытийного отношения к познанному сущему.
В знании о каком-либо сущем, будь это вещь, мысль или простое представление о ней, я нахожусь при сущем, вовне, в мире, но не в коем случае не у себя, не внутри. Лишь сущее, в своём бытии способное позволить другому сущему , а значит, всему миру, предстать перед ним, пребывает в возможности постигать, познавать нечто. Познание—это не что иное, как один из способов бытия-в-мире. Всякое познание представляет собой лишь усвоение того, что уже открыто посредством других форм деятельности.
Бытийную основу познания составляют изначальные структуры вот-бытия, что, например, познание может быть истинным лишь потому, что истина представляет собой не столько свойство познания, сколько бытийную особенность самого вот-бытия.

Мировость мира.

Что же такое мир? Мы определяем мир как То-в-чём бытия-в. В онтическом смысле «мир» это сущее, при котором вот-бытие имеет свое бытие, сущее, к которому оно существует. Это бытие–к, бытие к миру носит характер озабоченности. Эту озабоченность миром, т. е. бытие в нём, имеющее различные возможности и формы, можно назвать обхождением с миром. Уже-бытие-при —это забота в озабоченности. Вот-бытие позволяет своему миру предстать перед собой. Озабоченность вот-бытия позволяет миру представать перед собой и тем самым размыкает его. Всякое познание лишь истолковывает разомкнутый мир. То, что позволяет миру предстать перед собой, это озабоченное бытие-в-мире как таковое. Мир открывает забота как бытийная конституция вот-бытия.
Каким же образом мир проявляет себя в повседневной озабоченности? Это сущее, мир, предъявляет себя в том, что нечто «пригодно, полезно или вредоносно, или имеет значение для чего-то». Нечто, принадлежащее миру, попадается навстречу всегда только внутри и в качестве отсылки к чему-то другому. То другое — это то, к чему—для чего это полезное является таковым. Именно в связях-отсылках многообразие вещей окружающего мира проявляет себя, и оно не является произвольным набором: первоначально и всегда это многообразие присутствует в определённой взаимосвязи отсылок. Сама эта взаимосвязь является замкнутой целокупностью. Замкнутость целокупности отсылок заключается в освоенности, которая означает то, что эти связи-отсылки знакомы. Повседневная озабоченность, такая, как занятие чем-то, использование чего-то – постоянно придерживается этих связей, мы пребываем в них. В ближайшем повседневном обхождении с миром вещи никогда не выходят из целокупности отсылок. Это не-выхождение из целокупности отсылок характеризуют самостоятельность и неприметность, присущие реальности окружающего мира. Вещи возвращаются в свои связи, чтобы таким образом присутствовать для озабоченности (например, одежда ---это вещь, а ношение, хранение одежды, стирка, утюжка – это связи-отсылки, в которых эта вещь пребывает).
Вещь окружающего мира бросается в глаза, когда она оказывается неисправной. Естественный ход озабоченности задерживается этой неисправностью. Взаимосвязь отсылок, а также их целокупность претерпевает некоторое нарушение, вынуждающее к задержке. « Нарушение дано не как чистое изменение вещи, но как разрыв в знакомой целокупности отсылок. Всякое изменение в мире, вплоть до смены одного другим и превращения одного в другое, первоначально испытывается через эту форму самообнаружения». Самопонятность мира подкрепляется тем, что в знакомом мире встречается нечто мешающее, препятствующее. Освоенное окружение подступает к нам тогда, когда в нём чего-то не достаёт. Нехватка, --а нехватка всегда означает отсутствие включённости в замкнутую взаимосвязь отсылок,-- как раз - таки позволяет неприметно наличному сущему предстать перед нами. Таким образом, отсутствие чего-то в мире озабоченности играет особую роль в самообнаружении окружающего мира.
Озабоченное обхождение с миром представляет собой доступ к нему. Вещи окружающего мира обнаруживают себя в контексте отсылок, выступая из них. Мир в своей мировости аппрезентирует специфические вещи мира; отсылки обнаруживают себя на основе их целокупности, а отдельные вещи—в отсылках. «Окружающий мир озабоченности выполняет специфическую функцию в конституировании мировости вообще, …он делает возможным обнаружение самого мира …в двух аспектах: в связи с присутствием того, что ближайшим образом имеется в распоряжении, и в связи с присутствием всегда уже наличного». Этот специфический окружающий мир озабоченности Хайдеггер называет миром труда.
Мир озабоченности прежде всего прочего присутствует в окружающем мире; то, в чём растворяется озабоченность—мир труда—играет главную роль в самообнаружении совокупного окружающего мира. Однако мир, в который всякий раз ниспадает озабоченность, не воспринимается тематически, не мыслится, не осознается, и именно на этом основана возможность


На главную
Напишите мне

Hosted by uCoz