Свобода и ответственность королевы  

Галина Михайловкая

Вы когда-нибудь обращали внимание на такое обстоятельство: все сказки о принцессах заканчиваются свадебным пиром. А дальше подразумевается счастливая жизнь, о которой и рассказывать-то скучно. Только вот в этих же сказках жёны королей, бывших принцев, представляют собой сплошное воплощение лжи, зависти, злости и других качеств, которые, несомненно, приносят королевам массу неприятных переживаний и никак не совместимых с представлением о счастливой жизни. Так что же мешает королеве быть счастливой?
Многие юные девушки и женщины самого разного возраста мечтают о заботливом и состоятельном муже, который смог бы оградить её от невзгод и тревог, избавить от хлопот и рутины, от противного начальника и скучной работы, предполагая, что это самый короткий путь к свободе. Некоторые представительницы прекрасной половины человечества достигают желанных атрибутов счастливой жизни, но мало кто из них обретает настоящую свободу.
Очень привлекательно выглядит ощущение, что чем больше будет уничтожено традиционных форм принуждения, тем свободнее становится человек. При этом многие не могут и не хотят увидеть, что, избавившись от старых врагов свободы, они наживают себе других, при этом новыми врагами становятся не какие-нибудь внешние узы или внешнее принуждение, а внутренние факторы, которые могут полностью блокировать внутреннюю реализацию личности. Свобода приносит человеку независимость и наделяет смыслом его существование, но в то же время изолирует его, пробуждает в нём чувство бессилия и тревоги.
Свобода может превратиться в невыносимое страдание, поскольку она становится источником сомнений, влечёт за собой жизнь, лишённую цели и смысла. И тогда возникает непреодолимое желание избавиться от такой свободы: подчиниться или найти другой способ связи с миром и с людьми.
Свобода неразрывно связана с ответственностью. Человек свободен конституировать мир любым из множества способов и сам несёт за это ответственность. Мы полностью ответственны за свою жизнь, не только за свои действия, но и за свою неспособность действовать. Осознание этого факта --- факта собственного конституирования мира серьёзно пугает. Но ничего в мире не имеет иного значения, кроме того, которое порождено нами.
В описании субъективного опыта сознавания ответственности часто используется понятие «пустота или беспочвенность». Мы реагируем на тревогу отсутствия почвы так же, как вообще на тревогу — ищем облегчения. И находим много способов заслониться. Мы ищем структуру, авторитет, грандиозные проекты, магию — всегда нечто большее, чем мы сами. Как напоминает Фромм в «Бегстве от свободы», люди часто предпочитают тирана, чем полное отсутствие лидера.
Если человек верит в то, что происходящее с ним не связано с его собственным поведением и потому находится вне его личного контроля, то у него, по сравнению с тем, кто принимает персональную ответственность за своё поведение и жизненные переживания, имеется большее чувство неадекватности, больше расстройств настроения, больше напряжённости, тревожности, враждебности и замешательства, они меньшего достигают, менее активны и обладают меньшим воображением. Такие люди меньше ориентированы на рост, более зависимы, больше нуждаются в похвале и привязанности других, больше озабочены почестями, престижем и наградами. Они ищут постоянного удовлетворения потребностей в межличностных отношениях, относятся к другим, как к источнику снабжения и не способны рассматривать их как сложные, уникальные, целостные существа.
Надеясь получить всё от жизни из рук и с помощью мужа, женщина всё больше смещает центр тяжести собственной жизни в сторону мужа, и вопрос стоит уже не в том, как жить самой, а о том, как манипулировать им, чтоб его не потерять, как побудить его делать то, что ей нужно, и даже как переложить на него ответственность за свои поступки. В крайних случаях почти вся жизнь зависимой женщины сводится к попыткам манипулировать мужем и другими близкими людьми. Средства для этого могут быть различные: одни используют покорность, другие — «великодушие», третьи — свои страдания и т. д. При этом каждое чувство, каждая мысль как-то связана с потребностью манипулировать, так что ни одно проявление психики уже не может быть спонтанным. Эта зависимость, возникая из недостатка спонтанности, в то же время даёт женщине какую-то защищённость, но вместе с тем вызывает и чувство скованности. Как результат, она ощущает зависимость от своих близких, чувствует — в основном бессознательно — что находится в непосредственном рабстве и, как следствие, пытается бунтовать против их власти. Подобный мятеж против человека, с которым связаны все планы на будущее, который стал второй половиной её человеческой натуры и является своеобразным гарантом её безопасности и счастья, порождает новые конфликты.
Как правило, люди, склонные усматривать причину всего происходящего с ними в независящих от них обстоятельствах, более других подвержены депрессивному состоянию, которое порождается глубоким человеческим парадоксом: мы жаждем автономии, но отвергаем её неизбежное последствие – изоляцию.
С изоляцией мы сталкиваемся в наибольшей степени в ситуациях, связанных с принятием радикально меняющего жизнь решения или с формированием взглядов, не поддерживаемых авторитетом. И в такие периоды мы ищем кого-нибудь, кто примет на себя нашу ответственность.
Лишь осознание того, что, в конечном счете, не избежать какой-то части жизненных страданий и смерти, а также того, что я сама несу ответственность за то, как проживаю свою жизнь, независимо от того, сколько поддержки и руководства получаю от других, даёт возможность для реализации своего потенциала и возможности строить свои отношения с другими людьми на основании доверия и любви.


На главную
Напишите мне

Hosted by uCoz